пятница, 29 октября 2010 г.

Где границы Церкви?!

СКАЧАТЬ КНИГУ: https://www.cibum.ru/authorbook/3147459

Христос "Спаситель всех человеков,а наипаче

[особенно, тем более] верных" (1Тим.4:10).

Вступление.

"Рим - глава Церкви, без него Церковь - не Церковь, и только через объединение с Римом отдельные общины входят в состав католической Церкви".(Протестантский канонист Зон). Что может ответить на это латинское учение о Церкви, сформулированное протестантом, христианин, особенно восточный?! На первый взгляд, ничего, так как католические ученые утверждают, что ясного учения на Востоке о Церкви нет. И даже некоторые православные богословы , косвенно подтверждают это утверждение, заявляя нечто в духе " мы знаем, где Церковь есть, но мы не можем сказать, где ее нет" митрополит Платон Киевский жил в XIX веке [6]. Дескать, границы Церкви не известны. Или яркий пример о.Андрей Куравев, так он пишет: "Впрочем, хотя ни один богослов не знает полных границ Церкви, все же их определяет каждый священник, решая вопрос о допуске к причастию"[7].Или отец Георгий Флоровский, в обширной статье о Церкви показывает, что ни одна из христианских конфессий не определила с окончательностью границ Церкви. И нашему столетию надлежит, со смирением, строгостью и христианской любовью, глубоко продумать и уразуметь ту историческую реальность, которую представляет собой сегодня христианский мир [6].
Но эти высказывание следует прокомментировать. Точно известны границы так называемой "Церкви Верных". Церковь же вообще это также и "оглашенные", которых издревле считали членами Вселенской Церкви, именно так учил автор книги "О небесной иерархии" Дионисий Ареопагит. Согласно которому "оглашенные" есть низшая ступень в иерархии земной Церкви [1]. Также членами Вселенской Церкви допустимо считать всех кого согласно Церковного Права, принимают в церковное общение через "три чина [5]" присоединения к Церкви верных. В особенности это касается тех кого присоединят к Церкви верных, без перекрещивания, через миропомазание и покаяние. Именно подобные коллизии в существующем Церковном праве, позволяют протестантам продвигать концепцию "Церкви без границ".
Так ли это? Действительно ли у Вселенской Церкви нет границ? Конечно читатель может спросить "А какая разница есть ли эти границы или нет?". Этот вопрос хорошо прокомментировал архимандрита Рафаила, 'если границы Церкви неизвестны, то они могут быть расширены до пределов Вселенной'[4].
Сейчас когда межконфессиальный диалог стал весьма интенсивен, само время и обстоятельства требуют новых подходов в деле определения границ Вселенской Церкви, только совместно выработав приемлемые для всех критерии границ Церкви мы сможем подлинно достичь прогресса в деле единства христианского мира.

Два подхода.

Сейчас существует, две системы экклезиологии, универсальная и евхаристическая, которые по-разному определяют границы Церкви. Первая исходит из единства епископата, вторая - из учения об единстве Евхаристии. Автором "Универсальной экклезиологии" считается св.Киприан Карфагенский. Эта экклезиологии основанна на принципе единства епископата. Автором "евхаристическая экклезиологии" считается апостол Павел, после св.Киприана евхаристия становится "моментом" в жизни Церкви, и епископская экклезиология заменяет экклезиологию евахаристическую (апостола Павла)[3].
Есть ли еще подходы которые бы могли на равных конкурировать с предлагаемыми подходами? Думаю, что да, есть третий подход я бы назвал этот подход "Евангельским". В силу того, что он должен опиратcя преимущественно на "Евангелие", которое по умолчанию авторитетно для всех деноминаций. А также на то, что авторитетно для всех например "Символ веры", который признается всеми. И в нем же прямо сказано "Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь". Эта фраза и должна стать краеугольной.
Автором "Евангельского" подхода, можно считать митрополита Антония Сурожского, именно он возможно первый из православных богословов в своей статье "О Церкви", написал: "Нет, Церковь не разделена: она едина ныне, как и в прошлом; полноту ее мы видим в Православии верой, которая позволяет видеть сквозь человеческую непрозрачность падшего мира, находящегося "в становлении". Но ее тайна выходит за пределы ее видимых границ"[6]

Дух и Тело.

Итак, с одной стороны границы неизвестно где с другой стороны границ нет. Плюс предложенное св.Киприаном "единство с эпископатом". Скорее всего, что истинна как всегда где-то по середине.
Так если мы будем разсуждать о Границах Вселенской Церкви, то нужно в первую очередь понимать, что есть Тело Церкви, а есть Дух обитающий в Теле Церкви. Нередки сравнения Церкви с деревом, на котором есть сухие то есть мертвые и безблагодатные векти, а есть зеленые плодоносящие. Но все это одна Церковь неразделенная. Просто в одной ее части есть Дух и есть жизнь, а другие ее части засохли так как лишили себя общения с Духом Святым. Отсюда допустимо считать, что Церковь Христова до сих пор не разделена и по прежнему едина как бы это не хотели представить некоторые. Просто кто-то имеет в себе Дух или благодать кто-то нет. Это и есть единственная граница во Вселенской Церкви, граница между смертью и жизнью, благодатью и безблагодатностью. Но Церковь до сих пор едина и не разделена как об этом и сказано в Символе Веры "Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь". Единственную и единую, неразделенную, как бы не хотели обратного враги Церкви. Тело или Древо Церкви едино хоть на нем и появилось много сухих веток и так будет до скончания века.

Об отлученных.

Теперь коснемся такого вопроса как отлучение от Церкви. Покажем, что так нызываемые анафемы как и личные грехи и заблуждения отлучают человека от Духа Святого, живущего в Церкви, а вовсе не от самого тела Христового. Так с древности Святая Церковь практикует три степени отлучения, которые в церковных канонах именуются тремя различными терминами: akoinwnia (иначе - cwrismoV), лат. excommunication, - т.е. отлучение от причастия; ajorismoV, лат. interdictum, - т.е. отлучение от совместного моления, вплоть до разговоров; anaJema, - т.е. конечное отлучение, собственно проклятие (1Кор.16,22). Подобное толкование анафем, есть прямое обвинение Церкви в том, что она совершает грех против евангельской заповеди: 'Любите врагов ваших','Благословляйте, а не проклинайте': "Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гоняющих вас, да будете сынами Отца вашего небесного" [Матфея, 5: 43-45]
Но это нонсес, и клевета на Церковь, ничто включая саму Церковь, а тем более грех соверешенный Церковью в виде проклятия не может отделить никого от Любви Христовой высочайшим проявлением которой есть Церковь. Если человек присоединился в Церкви хоть в ранге оглашенного хоть в ранге верного, то это уже до Страшного Суда. Да ветки на древе Церкви могут засыхать, терять Дух Святой но единство с общим древом будет сохранятся, и только на Страшном Суде сам Бог уже отделит засохшие безблагодатные лишенные Духа Святого ветки от здоровых благодатных, отделит плевла от доброй пшеницы. Вспомните притчу о пшенице и плевлах [Мф. 13:24-30], в этой притче произраставшие на одном поле злаки и плевела разделены были лишь во время жатвы.
Надо понимать, "...что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем' (Рим.8:38,39).
А Церковь основанная Христом есть продолжение Его воплощения,результат действия любви Божией в мире. Причина и основа бытия Церкви. И именно благодаря любви "Любовь никогда не перестает" (1Кор.13:4-8), "...врата ада не одолеют ее'(Мф. 16:18)никогда. Поэтому если и идет речь об отлучении то Церкви то только от Церкви верных. А не от Церкви в целом, а значит и от любви Божией вообще. Все же, что сверх того есть политические и иные спекуляции.
Надо понимать, что грехи и ереси лишь отделяют человека от Духа Святого обитающего в Церкви Верных но не от Вселенской Церкви. Ничто не может нас по слову Апостола Павла отделить от Любви Божией во Христе Исусе (Рим.8:38,39), высочайшим проявлением которой есть Вселенская Церковь. И Церковь Верных полнота этой Любви. Не бывает бывших христиан бывают падшие.
И что с ними делать и как быть решит Господь на Страшном Суде, возможно таковые и станут теми кто будет спасен как бы из пламени. "но так, как бы из огня." (l Kop 3,15)
За неимением в них благодати Христос возможно помилует их за их хорошие дела, если конечно таковые дела у них найдутся.

О канонических границах.

Кроме этой реальной единственной границы можно различать в Церкви чисто канонические границы, которые могут вполне фигурировать в так называемом Церковном праве. Регламентирующем, взаимоотношениям церкви и государства, а также жизнь членов Церкви. Тот же митрополит Антоний озвучил, что у Церкви есть видимая граница, и намекнул на существование некой внешней границы в которых действует тайна Церкви: "Но ее тайна выходит за пределы ее видимых границ"[6]Итого две границы.
Отсюда таких канонических границ Церкви может быть две:
Первая граница это "границы Вселенской Церкви".
В них попадают все кто верит в то, что Христос Бог, а посему пусть и с натяжкой может быть приравнен к оглашенному.
Все кто верит во Христа Бога, не чужд Вселенской Церкви, и благодати живущей в ней. Так как 'никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.'(1Кор.12:3).
Но тут нужно пояснить фразу "не чужд...благодати живущей в ней". Для таковых благодать известна лишь как Божественная помощь и сила, ведущая человека ко спасению. То есть находящиеся в формальных или внешних границах Церкви, еще не способны воспринять благодать как часть себя, приобщится к ней, как к свету (1Ин.1:5),духу (2 Кор. 3:4-6),любви(1Иоан.4:16).Одним словом неспособны еще воспринять и стяжать "огненные языки"(Деян 2:2-4) исходящий от Святой Троицы. В этом и надо искать причину несовершенного богословия о благодати у тех кто еще не вошел в пределы Святого Духа живущего в Церкви Верных (авт.О Церкви Верных ниже)
А раз человек не чужд благодати, что проявляется в том, что он признает Христа Богом (1Кор.12:3), то таковой может быть приравнен к оглашенному, то есть фактически находится в состоянии "оглашенный" и посему пребывает в формальных границах Вселенской Церкви. Исключение это те кто Христа Богом и Господом не считают.
Поэтому следует вернутся к древнему делению Вселенской Церкви на "Церковь Верных" и оглашенных или тех, кто "не чужд...благодати живущей в ней (авт.Церкви верных)". Подлинное стяжание благодати или Духа Святого возможно лишь в Церкви верных. На тех же кто вне Церкви Верных, прочих христиан, благодать, действует, как внешняя Божественная помощь и сила, ведущая всех ко спасению.
Конечно у многих может возникнут сомнения в том, что "оглашенные" или как сейчас принято таковых называть протестанты, еретики и т.д. есть часть Вселенской Церкви. Типа яко бы они не крещены по правильному чину. Но это все досужие домыслы. Большинство протестантов крещены водным крещением в Отца и Сына и Святого Духа, а не во что-то еще. И этого вполне достаточно для того, что бы приравнять их оглашенным. А оглашенный это уже член Церкви. Именно так учил автор труда "О небесной иерархии" Дионисий Ареопагит. Согласно которому "оглашенные" есть низшая ступень в иерархии земной Церкви[1]. А Святитель Амвросий Медиоланский, считал, что одно лишь желание оглашенного принять крещение уже достаточно чтобы считать его христианином. Так, говоря о императоре Валентиниане II, неуспевшем креститься до своей смерти, он пишет:
"Достаточно, что он желал крещения, а искреннее желание крещения не менее действительно, чем и само крещение. Если ему не удалось принять крещения от человеческих рук, то его крестил Сам Христос"[2]. А как можно не считать членами Вселенской Церкви тех, кого крестил Сам Христос?
Вторая граница, это "границы Церкви верных". Именно Церковь верных есть Церковь спасенных, наделенных в полной мере благодатью, именно входящие в эту категорию святые разных веков, есть теми зелеными плодоносящими ветками на теле Вселенской Церкви.
Естественно, что если верующий согрешает или там впадает в ересь то он отпадает от Церкви верных и от благодати, живущей в Церкви Верных. Становится сухой засохшей веткой на теле Вселенской Церкви, но он по прежнему остается частью Вселенской Церкви, хоть и перестал принадлежат к Церкви Верных.
Есть два точных критерия, по которым можно определить в каком пределе Вселенской Церкви находится человек в Церкви верных или же в так называемом Притворе в ранге оглашенного, эти критерии "дела и вера".
Человек может отделить себя от Церкви Верных или от Духа Святого, почивающего в ней, или через грехи (дела) или же через ереси (веру).
И так называемая анафема или "отлучение" есть всего лишь формальное подтверждение того, что человек более не принаддежит к Церкви Верных и не более, единство же его с Вселенской Церковью сохраняется до Страшного Суда.
Все раскольники не раскаенные грешники и еретики пребывают именно в границах Вселенской Церкви, но вне пределов Церкви Верных. Находятся в этаком своеобразном притворе Вселенской Церкви. И статус их по сути равен статусу оглашенного.
Равенство таковых с "оглашенными", явно прослеживается в 1 правиле св. Тимофея Александрийского, так в этом каноническом правиле озвучен запрещет совершать Литургию в присутствии еретиков: они должны покидать храм при возгласе "Оглашенные изыдите" - "аще не обещаются покаятися и оставити ересь"[7]
Это нахождение в Притворе Вселенской Церкви всех как еретиков так и схизматиков, в ранге "оглашенных" думаю и позволяет так легко вновь вводить в границы Духа в границы Истинной Церкви Верных или через миропомазание либо даже через покаяние или же крещение.
Подобный подход показывает, насколько на самом то деле абсурдны призывы некоторых сократить Литургию за счет исключения из нее так называемой "Литургии оглашенных". На основании того, что института оглашенных якобы уже давно не существует. Он существует если понимать под "оглашенными" именно инославных христиан, которые будучи христианами еще не присоединились к "Церкви верных".

Богословское обоснование.

Первое доказательство, это устройство Храма который как и каноническое право несет в первую очередь вспомогательную функцию в жизни общины в целом, и в нем издревле существовал притвор для оглашенных. Если воспринимать это символично, а именно так и надо воспринимать устройство Храма то и во Вселенской Церкви по сути Храме Бога Живого, прообразом которой может считаться Храм есть и должен быть духовный притвор. Или же иначе формальные границы которые могут и не совпадать с границами области верных.. Но все же этот Притвор должен быть.
Второе доказательства, рассмотрим предлагаемый подход через общепринятую екклизиологию предложенную свт.Киприаном 'Вселенская и единая Церковь не разрывается и не разделяется, но связана и скреплена связью священства, взаимно соединенного между собой' (Ep. 69. 8)[9]. Явно две Церкви "Вселенская (авт.Церковь верных) и единая (авт. Церковь вообще)и они не разделяются, он же не пишет "Вселенская, единая Церковь". Да может и натянуто. Но даже если свт.Киприан и пишет об одной Церкви, то это скорее только Церковь Верных, так как только она связана и скреплена клиром. Теряет ли она единство с Церковью вообще? Очень врядли в противном случае эта Церковь Верных уже не может в полной мере считаться единой и Вселенской. Потому, что Христос недвусмысленно сказал "Да будут все едино"(от Иоанна 17:20-23). Подразумевая всех. Только Церковь объединяющую всех можно назвать единой.
Далее "Отпавшие от церковного единства не имеют ни благодати Святого Духа ('foris constitutus cum sancto Spiritu non est'), ни совершаемого Его действием крещения, ни других таинств" (Ep. 70. 3; 71. 1; 74. 4)."[9] Действительно вне Церкви Верных таинства теряют свой благодатный смысл как об этом и свидетельствуют сами находящиеся вне Церкви Верных. Для многих таковых Причастие в их общинах это некий символ творимый в воспоминание, а крещение это чаще всего просто некое обещание Богу и т.д. Сами же отпавшие свидетельствуют о сугубой символичности своих "таинств". Отсюда совершенно, понятно, что свт.Киприан прав, если понимать, что под "церковным единством" он понимал только единство с "Церковью Верных", единство со "связанными и скрепленными связью священства, взаимно соединенного между собой"(Ep. 69. 8)[9]верующими. Отсюда экклизиология свт.Киприана Карфагенского в современном ее понимании вполне пригодна для определения границ Церкви Верных и тех кто находится вне Церкви Верных или оглашенных. Почему же вдруг вопреки 1 правилу св. Тимофея Александрийского и Дионисию Ареопагиту, инославных христиан или же "оглашенных" объявили сущими вне Церкви вообще, а не только сущими вне Церкви Верных совершенно не понятно.
Третий довод, это наличие в "Литургии" так называемой "Литургии оглашенных" и это при том, что института оглашенных формально не существует уже много веков. И тем не менее Церковь упорно совершает "литургию оглашенных". Видимо многие подспудно понимают, что "оглашенных" или же инославных христиан не присоединившихся к Церкви Верных еще великое множества. И их нельзя оставлять без молитвенной помощи и поддержки.
Беда в том, что мы так и не выработали приемлемых и понятных для всех критериев определения границ Вселенской Церкви, "радара" который бы точно указывал на "местонахождение" и "размеры" "Притвора" во Вселенской Церкви. Мы с большой точностью, можем по "делам и вере" определить лишь границы Церкви Верных, а не границы Вселенской Церкви вообще. Хотя определенные наработки есть. Именно в этом ключе и надо понимать высказывания некоторых богословов о том что "Мы знаем где есть Церковь (авт.Церковь Верных) и не знаем где ее (авт. Вселеской Церкви) нет". Но попытки делаются сейчас известно несколько подходов для определения границ Вселенской Церкви.

Четыре подхода.

Общеизвестно три подхода:
1. Наличие только одного водного крещения с сохранением словесной формулировки.
2. Наличие только одного водного крещения при обязательном наличии в деноминации апостольской приемственности или хотя бы ее остатков.
3. Наличие водного крещения с сохранением словесной формулировке + неповрежденность догматов + наличие апостольской приемственности или ее остатков.
Для меня очевидно, что эти три критерия по которым определяют, находятся ли представители, той или иной деноминации в границах Вселенской Церкви, должны быть дополнены. И дополнены именно Новозаветным подходом который звучит так: 'никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.'(1Кор.12:3). Если человек называет, Исуса Христа Богом и Господом, он уже член Вселенской Церкви в чине оглашенного. Или изучающего учение Христа.
Остальные же три перечисленные градации лишь указывают на то как близко человек или группа людей приблизились к границам Церкви Верных, к границам Духа Святого пребывающего в Церкви Верных и спасенных. Пребывание же таковых в границах Вселенской Церкви, пусть даже и в неком Притворе Церкви Верных не должно ставится под сомнение.

Литература.
1. Соколов В.В.Средневековая Философия: Учеб.пособие для филос.фак. и отделений ун-тов.-М.:Высш.школа,1979.-448 с.,ил.
2.Цит. по: Фаррар Ф.В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. Том II. - Москва: Сретенский монастырь, 2001 [репринт с изд. 1903 г.]. - с. 146.
3.Н. Афанасьев.Церковь Божия во Христе http://www.golubinski.ru/ecclesia/egliselimites.htm
4.А.И. Осипов. Путь разума в поисках истины. http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=891
5.Цыпин В. Присоединение инославных. К вопросу о границах Церкви http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ortodox/Article/Cup_PrInosl.php
6.Митрополит Сурожский Антоний. О ЦЕРКВИ. http://www.metropolit-anthony.orc.ru/besedy/besedy10.htm
7.Архимандрит Рафаил (Карелин) Вызов новомодернизма http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/challenge/11.html
8. Мнимый модернизм (Еще раз к вопросу о границах Церкви), диакон Андрей Кураев http://heatpsy.narod.ru/05/kur.html
9. Алексей Зайцев О границах Церкви. http://www.raskol.net/node/1040#comment-5973

Автор: Лемешко А.В.

Источник:

Комментариев нет:

Отправить комментарий